RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Мариэтта Чудакова жила на улице Маршала Тухачевского

12:39 11.01.2022

marietta-1.pngБольше месяца назад не стало Мариэтты Чудаковой, выдающегося литературоведа, исследователя литературы XX века, создателя первой научной биографии Михаила Булгакова. В 1960-х она вместе с мужем Александром Павловичем Чудаковым, видным специалистом по творчеству Чехова, жила в пятиэтажке на ул. Маршала Тухачевского, 26. О том, как началось её знакомство с творчеством Булгакова, Мариэтта Омаровна рассказывала в мае 2021 года, в канун 130-летия со дня рождения писателя.

Первая публикация в СССР

В это трудно поверить, но, когда она, выпускница филфака МГУ, молодой кандидат наук, сотрудник отдела рукописей Ленинской библиотеки, в 1973 году начала писать научный обзор архива Булгакова, никаких публикаций о писателе не было. Большая статья Мариэтты Чудаковой «Архив М.А. Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя», вышедшая в ежегоднике Всесоюзной государственной библиотеки им. Ленина в 1976 году, стала первой в нашей стране публикацией о Булгакове.

— В отдел рукописей я попала случайно, — вспоминала Мариэтта Омаровна. — В 1964 году после защиты кандидатской диссертации сидела дома: у меня был маленький ребёнок. В это время мы с мужем познакомились с замечательным историком Петром Андреевичем Зайончковским, он заведовал отделом рукописей Ленинской библиотеки. Он меня туда рекомендовал: «Идите, филологу очень важно какое-то время поработать в архиве».

Разговор длиной полтора месяца

В 1968 году в отдел рукописей начали поступать материалы от Елены Сергеевны Булгаковой, вдовы писателя. Обрабатывать их поручили Мариэтте Чудаковой.

— Я пошла на Суворовский бульвар, где жила Елена Сергеевна, и мы в первый же раз просидели несколько часов, — вспоминала она.

Мариэтта в течение полутора месяцев практически каждый день ходила к Елене Сергеевне. Работали с одиннадцати утра до одиннадцати вечера. Не только разбирали бумаги. Елена Сергеевна много рассказывала — о Михаиле Афанасьевиче, об их жизни, окружении. Домой Мариэтта приезжала около 12 часов ночи. И садилась записывать то, что услышала.

— Я видела в этом свой исторический долг. Муж меня в этом очень поддерживал, — говорила она.

Он помнил свои тексты наизусть

Листы, исписанные рукой Булгакова, выглядели необычно.

— Вот, к примеру, «Записки покойника», несколько тетрадей. Беру в руки и вижу: это беловик, ни одной помарки. Спрашиваю Елену Сергеевну: «А где черновики?» Она улыбается: «Он так писал — не отрывая пера. Текст складывался в голове, а потом Михаил Афанасьевич просто переносил его на бумагу», — рассказывала Мариэтта Омаровна.

Встречались в рукописях и пропуски по полстраницы.

— Причина та же: текст возникал прежде, чем Булгаков успевал его записывать. Если есть финал, надо занести его на бумагу, а середина появится потом. Так что слова «Рукописи не горят» имеют и некоторую автобиографическую основу: Михаил Афанасьевич помнил все свои тексты наизусть.

Опросила больше 100 человек

За пять лет, с 1962 до 1967 год, Булгаков в нашей стране был в основном напечатан. Но о самом писателе в литературоведении не было никакого представления. Его биография укладывалась в полстраницы! Чтобы воссоздать жизненный путь писателя, Мариэтта Омаровна встретилась и поговорила более чем с сотней знавших его людей.

— За кем-то я записывала две строчки, за кем-то — целую страницу. К примеру, специально ездила в Киев, чтобы встретиться с 92-летним Евгением Борисовичем Букреевым: они с Михаилом Афанасьевичем учились в параллельных классах в гимназии и на одном курсе на медицинском факультете. Он вышел — в галстучке, в костюме, практикующий врач, блестящая память, я еле успевала за ним записывать, — вспоминала Мариэтта Чудакова.

Биография — вещь точная

Из таких встреч и кропотливой работы с архивом и получилось почти 700-страничное «Жизнеописание Михаила Булгакова», которое лежит в основе всего, что написано, пишется и будет написано об авторе «Мастера и Маргариты».

— В моих работах нет ни одной фразы, которой грешат иные биографы: «Булгаков подумал…» — подчёркивала Мариэтта Омаровна. — Я так не работаю, там только факты. Сегодня появляются новые биографии Булгакова — для меня это довольно комично. Да, анализировать литературное произведение можно сколько угодно. Но биография, на мой взгляд, вещь сугубо точная.

Фото: Ольга Чумаченко

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код

Версия для печати